Саранцева Ирина Викторовна — старший методист СП ГБОУ СОШ «Оц» с.Богатое
Организация методической работы в ОУ
Организатором методической работы в образовательном учреждении, реализующем программы дополнительного образования детей является старший методист. Как в имени человека изначально заложено некое значение, так и в названии профессии. Именно в слове «методист», в каждой букве – направление, содержание, суть нашей работы.
Миссионер – должен убедить другого поверить в то, во что верит сам, уметь увлечь, повести за собой.
Единомышленник. Основное желание старшего методиста — сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.
Творец – постоянно находится в творческом поиске.
Организатор – создание рациональной структуры ОУ, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса.
Дипломат. Нельзя эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к человеку, если не способен на компромисс. Мы должны стараться управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих. Как дипломаты, мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.
Изобретатель – новатор, источник идей, информации.
Стратег. Старший методист должен владеть искусством планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.
Тактик – в нашей работе необходима разработка приемов, способов достижения поставленной цели.
Старший методист – это стратег и тактик учебно-воспитательного процесса.
В Центре внешкольной работы построена следующая система работы старшего методиста:
Основные направления в деятельности старшего методиста, направленные на повышение качества образовательного процесса.
Планирование
Старший методист осуществляет планирование:
— годового учебного плана ОУ;
— перспективного плана по различным направлениям деятельности ОУ;
Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности учреждения и включает в себя следующую информацию:
— выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направленностям;
— мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
— создание условий комфортного пребывания детей и т.д.
Организация воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
— распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям, способностям и интересам детей детей;
— организацию работы педагогов;
— обеспечение выполнения программ;
— постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.
Работа с педагогами
Работа с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:
— анкетирование;
— консультации разных форм: индивидуальные, групповые;
— педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы организационно-методических мероприятий;
— обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);
— организация работы «Школы молодого педагога»;
— участие педагогов в работе методических объединений;
— повышение квалификации педагогов.
Контроль
Старший методист осуществляет контроль за работой педагогов:
— систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
— систематически проверяет журналы работы объединений;
— по графику посещает занятия в объединениях;
— следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.
Работа с родителями и социумом — важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:
— информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программ;
— подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;
— налаживание контактов с социокультурными учреждениями (центр «Семья», РДК, ДМО, районные библиотеки, общество ветеранов и инвалидов и др., центр физической культуры и спорта и др.)
Создание предметно-развивающей среды
— организация пространства методического кабинета;
— приобретение пособий, методической литературы;
— оформление стендов, выставок.
Творческой атмосфере в учреждении способствует активная, поставленная на научную основу деятельность старшего методиста. Именно он должен показывать пример в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в работе с детьми и педагогами. Старший методист должен хорошо узнать каждого педагога и выбрать те формы и методы работы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого – забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества.
Документы методиста и его основные функции
Методический кабинет в Центре внешкольной работы — это центр сбора педагогической информации. Для педагогов это «Копилка педагогической информации». В методическом кабинете также находятся следующие документы:
— нормативные документы;
— педагогическая литература;
— методическая литература;
— передовой педагогический опыт;
— программы педагогов .
В методическом кабинете имеется обязательная документация.
— Годовой учебный план работы Центра.
— Методическая работа с кадрами.
— Протоколов заседаний педагогического совета.
— Личный план работы с кадрами на месяц.
— Документация о состоянии учебно-воспитательной работы.
— Журнал учета использования педагогами пособий, литературы, методических разработок.
— Журнал консультаций.
Функция методиста не контролирующая, а направляющая. Основная деятельность методиста – это оперативная, индивидуализированная помощь каждому педагогу и особенно молодому специалисту в:
- Решении актуальных проблем, реализации потребностей, возникающих в образовательном процессе,
- Адаптации к новым условиях образовательного процесса,
- Планировании и организации профессионального развития и совершенствования.
Алгоритм написания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Приложение. pdf
Документации ПДО скачать
Типовые должностные обязанности скачать
Требования к ПДО скачать
Требования к программам дополнительного образования скачать